Результаты независимой оценки
Главная » Файлы » Мои файлы

АВГУСТОВСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА 2017г. Исаева Т.А.
[ Скачать с сервера (10.77 Mb) ] 24.08.2017, 12:21

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и т. д. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.

Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается низкий уровень технических навыков рисования: это слабый нажим на карандаш, неравномерное закрашивание, выход за границы обозначенного контура, редко проявляются фантазии, отсутствует живость воображения, лёгкость при возникновении образов. Вместе с тем многие исследователи (Е.А. Екжанова, Б.М. Теплов, Т.П. Кудрина и т.д.) отмечают, что при всём несовершенстве

изобразительной деятельности таких детей процесс рисования сказывается на

них весьма положительно и имеет психо-коррекционную направленность

воспитания и обучения. Итак, с одной стороны очевидна полезность занятий

изобразительной деятельностью, с другой - сниженный интерес детей к

процессу и результату рисования. Решение этой проблемы видится в

использовании нетрадиционных техник изображения при обучении детей с

ЗПР изобразительной деятельности.

  • первом этапе обучения знакомят детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. На этом этапе очень важно воспитать у детей с ЗПР начальные формы сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), а так же научить их концентрировать своё внимание на определённых свойствах предметов изображения.

Практика показала, что предпосылкой для развития интереса к рисованию следует считать наличие у детей ручной умелости. Но именно слабые технические умения детей с ЗПР (наряду с другими недостатками) являются в этом серьёзным тормозом. Поэтому на первоначальном этапе отводится значительное место организации практических занятий с «карандашом в руке», чтобы научить детей выполнять самые простейшие, элементарные действия.

Система увлекательных упражнений типа «намотаем клубок ниток», «дождик - кап-кап-кап» и многие другие, а также дидактические задачи сенсорного характера, связанные с узнаванием, называнием и различением предметов по разным признакам, дают возможность перейти к следующему этапу формирования интереса к изобразительной деятельности. Несмотря на то, что рисование традиционно считается основным видом деятельности детей дошкольного возраста, следует считать, что на первом этапе обучения детей с ЗПР только начинается осознание процесса рисования как деятельности, результатом которой являются некоторые изображения, рисунок чего-то, кого-то, какого-то предмета или явления. В связи с этим нужно особо обратить внимание на сам процесс рисования (отрегулировать посадку детей; положение инструментов в руке; показать способы действий; предложить разговаривать в процессе рисования; помогать при затруднениях технического характера; не ограничивать формат или использовать разноформатные листы) увлекать детей деятельностью, не фиксируя пока на результат. Создают условия, чтобы ребёнок мог пользоваться изобразительным материалом (мелками, фломастерами, карандашами и т.д.) тогда, когда у него возникает потребность, сам выбирал во время свободной деятельности это занятие, не ограничиваясь специально отведённым для рисования временем.

На данном этапе используются традиционные инструменты и материалы

(кисти и краски). Нетрадиционным здесь является подход к их

  •  

На втором этапе знакомят с техниками, где необходимо использование

дополнительных инструментов, смешивание краски с другими материалами

или нанесение одного изобразительного материала на другой. Здесь дети учатся ориентировочно-исследовательским действиям, экспериментированию, познают свойства материалов, правила применения оборудования.

На третьем этапе используются смешанные техники, а также коллективное рисование нетрадиционными техниками. При выполнении таких заданий дети учится анализировать, комбинировать образы, работать

вместе со сверстниками, общаться. Эти задания достаточно сложны. Вначале дети учатся работать в паре, позже - небольшими подгруппами.

Следует отметить, что речь педагога выполняет роль регулятора в

изобразительной деятельности детей, поэтому она должна быть правильной,

доступной, выразительной, эмоционально окрашенной, умеренной.

Для усвоения материала использую следующие методы и приёмы:

Информационно -рецептивный метод (и такие его приёмы как

рассматривание репродукций, фотографий, альбомов, наблюдения в природе,

экскурсии; показ новых способов рисования и др.);

Метод проекта (преобладающий мотив - совместное творчество, доставление радости, что даёт ребёнку синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные качества);

Словесный метод (это беседы о художниках, жанрах живописи; искусствоведческий рассказ, художественное слово.);

Эвристический и исследовательский методы для развития у детей самостоятельности, фантазии и творчества. Приём создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначных решений;

- Игровые приёмы (это обыгрывание предметов, выполненного рисунка, незаконченных изображений, стихийное возникновение образов, использование развивающих игр.);

Инициирование самостоятельного и творческого применения детьми полученных умений в конкретных творческих ситуациях;

Создание условий для детского художественного экспериментирования;

- Приём сотворчества педагога и ребёнка;

- Организация выставок рисунков детей и т.д.

При организации НОД по рисованию воспитателю следует иметь в виду, что каждый изобразительный материал задаёт определённый диапазон

возможных способов действия с ним, стимулирует ребёнка к определённым

видам активности.

Например, с гиперактивными и расторможенными детьми с ЗПР, а также детьми, расположенными к проявлению агрессии в поведении, не рекомендуется использовать такие материалы, как краска, гуашь, тушь. Они стимулируют неструктурированную активность ребёнка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр.), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Предлагают таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные средства, требующие от них организации и структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации и контроля за выполнением деятельности, и соответствующие задания, например, «Рисование по точкам». Напротив, для детей с ЗПР эмоционально «зажатым», фруструктированным, с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих всё тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям мы предлагаем краски, гуашь, большие кисти, большие листы бумаги, рисование мелками и т.д.

Наибольший эффект для ослабления эмоциональной напряжённости и тревожности имеют задания «Рисование пальцами», «Волшебные пятна».

Детей подводят к пониманию того, что очерченная линия, пятно,

кляксы и т.д. могут что-то изображать, поддерживают у детей попытки

сравнивать и называть эти изображения по „ассоциациям со знакомыми ему

объектами окружающего мира, побуждают детей вносить дополнение в

рисунок, развиваем творчество.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность

состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого

результата. Например: какому ребёнку будет неинтересно рисовать

пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге

кляксы и получать забавный рисунок.

Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками;

волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Категория: Мои файлы | Добавил: oksana
Просмотров: 36 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]